Предмет «Черчение» в современной школе Халикова А. В., учитель черчения высшей квалификационной категории моу города Кургана «сош №49»


him.na5bal.ru > Водные виды спорта > Документы

Предмет «Черчение» в современной школе

Халикова А.В., учитель черчения высшей квалификационной категории

МОУ города Кургана «СОШ №49»


Президент и правительство нашей страны поставили задачу вести политехническое обучение молодёжи на более высоком уровне, используя последние достижения науки и техники; обеспечить нашу промышленность высококвалифицированными техническими кадрами. Кадры эти будут готовить ВУЗы и техникумы, но нельзя умалять роль школы в политехническом образовании молодёжи.

Мощный технический прогресс неразрывно связан с высокой графической культурой человека. Механизация и автоматизация производства меняют не только характер трудовой деятельности человека, но и соответствующие требования к его технической подготовке. А техническая подготовка органически связана с умениями и навыками свободного составления и чтения чертежей, чему обучаются школьники на уроках черчения. Однако в настоящее время неоправданно занижена оценка роли предмета черчения при осуществлении и общего образования, и политехнического в частности.

34 часа в год, 1 час в неделю – это слишком мало для того, чтобы дети приобрели и закрепили знания, а особенно умения и навыки. В некоторых школах черчение вообще не преподаётся, а если преподаётся, то учителями-совместителями, что влияет на качество обучения. В результате, нарушается право ребёнка получить всестороннее достойное образование, у выпускников возникнет множество проблем при обучении далее техническим специальностям.

Администрация нашей школы понимает глубину проблемы, поэтому черчение у нас преподается в 8 и 9 классах.

Черчение, как предмет политехнического цикла, способствует всестороннему развитию личности школьников путем введения их в мир труда, техники, производства; готовит учащихся к сознательному выбору самостоятельной трудовой деятельности; формирует способности ориентироваться во всей системе производства. Также черчение занимает немаловажное место при осуществлении общего образования. Учащиеся, поняв смысл и овладев навыками изображения пространственных форм на плоскости, скорее и более осмысленно подойдут к решению задач по другим школьным дисциплинам, например, геометрии, физике и др.; будет активна их графическая деятельность на уроках математики, физики, химии, технологии.

Целью моей работы является углубленное политехническое образование учащихся.

Основные задачи, решаемые мною, следующие:

– способствовать росту познавательного интереса, уровня мотивации учения, выявлению профессиональной мотивации;

– закреплять, расширять, систематизировать знания, полученные на уроках черчения, технологии, физики; обеспечивать практическую направленность изучаемого материала;

– формировать восприятие различных учебных дисциплин как единого целого;

– формировать политехническую культуру учащихся, профессионально значимые умения и навыки, профессионально ориентировать школьников;

– вырабатывать умение самостоятельного приобретения знаний и навыки добывания информации; формировать творческую активность учащихся.

В своей работе я опираюсь на взаимосвязь в обучении как на необходимое условие успешности преподавания. Знания, умения и навыки, получаемые школьниками по черчению, технологии, геометрии, ИЗО, физике, я стремлюсь использовать на своих уроках в тесной взаимосвязи друг с другом.

Взаимосвязь предметов прослеживается на всех этапах обучения:

- при планировании;

- при проведении графических, практических работ, эскизировании;

- в ходе проведения нестандартных уроков, таких как: бинарных («Учет технологии изготовления деталей при выполнении чертежей»), интегрированных («Моделирование и конструирование деталей и узлов механизмов и машин»), учебно-деловых игр («Конструкторское бюро»), защиты проектов («Дом, в котором я хочу жить»), уроков-исследований, уроков взаимообучения;

- при проведении внеклассных мероприятий, таких как: экскурсий, бесед («Новинки техники», «Робототехника», «Узлы и механизмы машин»), конференций («Техника – вторая природа»), познавательных игр («Графическое лото», «Политехническое лото», «Профинформационное лото»), творческого проекта по черчению «Создай архитектон», викторины по черчению на логику и конструкторскую смекалку, эстафеты по черчению, Интернет-опроса и Интернет-викторины по черчению.

Такая работа требует от учителя большого напряжения сил, заставляя постоянно заниматься самообразованием, серьезно перерабатывать содержание перспективно-тематического плана и поурочных планов, продумывать интегрированные уроки, осваивать различные методики.

Черчение не должно стоять в стороне от технического прогресса, информатизация коснулась и этого предмета. Компьютер быстро и навсегда вошел в нашу жизнь. Мы все уже поняли, что без применения компьютера в своей работе мы не будем соответствовать требованиям времени.

Я в своей работе использую компьютер следующим образом:

1) Выполняю компьютерное оформление методического обеспечения.

Вся имеющаяся методическая информация оформляется в электронном виде. Все заносится в компьютер, и эта база данных постоянно корректируется и пополняется.

2) Выполняю разнообразный раздаточный материал.

Весь хранящийся в базе данных компьютера материал можно распечатать и таким образом получить:

- раздаточный материал для учащихся на урок;

- методическое обеспечение урока в бумажном варианте для учителя;

- экзаменационный материал (билеты, ответы) для каждого сдающего экзамен (как в бумажном варианте, так и в электронном на дискете).

3) Использую демонстрационные возможности компьютера.

Применив мультимедиапроектор, можно использовать теоретический и графический материал:

- в качестве наглядного пособия, плакаты по определенной теме при объяснении нового материала;

- в качестве общего задания для всего класса.

4) Использую компьютер для контроля знаний обучающихся.

В компьютер внесены различные тесты (графические, словесные), даны варианты с/р, формы пр/р по выполнению расчетов.

5) Я работаю над созданием электронного учебника по черчению.

Он объединит все возможности компьютера: и объяснение теоретического материала, и проверку знаний (в виде тестирования), и получение справочной информации, и выполнение чертежей в КОМПАСе.

Такой учебник поможет полнее усвоить программный материал с минимальными затратами времени и при определенной индивидуализации обучения.

6) Использую компьютерную программу КОМПАС в преподавании элективного курса.

С 2004 года девятиклассники нашей школы, а также школ 24 и 43 имеют возможность заниматься на элективном курсе ««Инженерная графика: КОМПАС». Элективный курс помогает школьникам выбрать будущий профиль обучения, способствует расширению кругозора, повышению интереса к предмету, получению практических навыков.

Использование ИКТ и Интернет ресурсов активизирует познавательную деятельность школьников; способствует пониманию, усвоению информации; эффективному и качественному изучению, закреплению и повторению материала; развитию самоконтроля.

Современные дети – это не чистый лист, на который наносятся знания. К ним поступает много информации и это нельзя не учитывать. Детей необходимо научить правильно использовать информацию, уметь ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать её. Надо научить и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Обучение будет успешным при условии проблематизация учебного материала, активности ребенка, связью обучения с жизнью. Способствует такому обучению метод проектов и ведение научно-исследовательской деятельности учениками. Проекты и работы могут быть групповыми и индивидуальными, при этом изменяется роль учителя. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения “знаний”, сколько создания условий для познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Наши старшеклассники с увлечением занимаются такой работой, ими выполнены проекты «Шрифты», «Молодёжный клуб». Работа «Оптические иллюзии» отмечена на межшкольной научно-практической конференции за эрудицию и творческий подход. В этом году ведётся работа по теме « Использование программы КОМПАС для выполнения чертежей. Составление рабочей тетради по черчению для 8 класса».

Видоизменилась роль контроля и оценки учебной деятельности. Они должны быть осмысленными действиями для ученика, должны направляться на отслеживание личных достижений каждого обучающегося, чтобы была динамика роста ученика. Я использую достаточно много видов контроля, распространенных в школьной практике: графический диктант, диктант технологических терминов и чертёжных понятий с последующей проверкой; блиц-опрос, блиц-вопрос, защиту рефератов, тесты.

Я стараюсь стимулировать ситуации успеха обучающихся, создавать необходимые условия для активности, инициативы, для развития умения и желания учиться, способствовать развитию самоконтроля и самооценки. Оценить учеников качественно можно по участию их в различных внеурочных мероприятиях. Я применяю разнообразные формы такой работы. Все они очень нравятся ребятам. Мною разработана игра-викторина «Эрудит» по черчению для 8 и 9 классов, с помощью которой можно изучить, закрепить и проверить знания по черчению. Такая игра позволяет развивать познавательную активность школьников, формировать умение применять знания на практике, развивать память и мышление, творческий подход в решении различных задач.

Итак, предмет «Черчение» «не стоит на месте». Он совершенствуется, стремится соответствовать времени, он актуален. Использование современных форм, методов работы, элементов педагогических технологий делает предмет интересным для учащихся. Глубокое изучение предмета в школе помогает учащимся легче адаптироваться в ВУЗе, готовит их к будущей профессии, позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Предмет «Черчение» в современной школе Халикова А. В., учитель черчения высшей квалификационной категории моу города Кургана «сош №49» iconРабочая программа группового элективного курса по биологии для учащихся...
Составитель: Жураковская Л. М., учитель химии и биологии высшей квалификационной категории

Предмет «Черчение» в современной школе Халикова А. В., учитель черчения высшей квалификационной категории моу города Кургана «сош №49» iconОсобенности работы по формированию и повышению культуры социальной...
Учитель основ безопасности жизнедеятельности высшей квалификационной категории моу «сош №1 р п. Новые Бурасы, Новобурасского района...

Предмет «Черчение» в современной школе Халикова А. В., учитель черчения высшей квалификационной категории моу города Кургана «сош №49» iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Автор работы: Дейнекина Ольга Ивановна -учитель химии и биологии высшей квалификационной категории мбоу маньково-Березовской сош...

Предмет «Черчение» в современной школе Халикова А. В., учитель черчения высшей квалификационной категории моу города Кургана «сош №49» iconУрок конференция 8 класс
Алексеева Розалия Антоновна – учитель химии высшей квалификационной категории Эльгяйской сош, почетный работник общего образования...

Предмет «Черчение» в современной школе Халикова А. В., учитель черчения высшей квалификационной категории моу города Кургана «сош №49» iconМетодическая разработка открытого урока по химии в 8 классе на тему: «тэд и её величество соль»
Автор работы: Дейнекина Ольга Ивановна -учитель химии и биологии высшей квалификационной категории мбоу маньково-Березовской сош...

Предмет «Черчение» в современной школе Халикова А. В., учитель черчения высшей квалификационной категории моу города Кургана «сош №49» iconРабочая программа по предмету «Элементы физики и химии» для учащихся 10-11 классов
Разработчик: Дешевых Ирина Николаевна, учитель высшей квалификационной категории

Предмет «Черчение» в современной школе Халикова А. В., учитель черчения высшей квалификационной категории моу города Кургана «сош №49» iconМетодическая разработка научно-практической конференции тема «диагностика...
Сухова Людмила Сергеевна – методист, преподаватель высшей квалификационной категории Государственного бюджетного образовательного...

Предмет «Черчение» в современной школе Халикова А. В., учитель черчения высшей квалификационной категории моу города Кургана «сош №49» iconНазвание работы
Добровольская Ирина Ремовна, заместитель директора по увр, высшей квалификационной категории, Дмитрова Марина Владимировна, учитель...

Предмет «Черчение» в современной школе Халикова А. В., учитель черчения высшей квалификационной категории моу города Кургана «сош №49» iconГу «Школа-гимназия №10 города Рудного» Кгу «Средняя школа №14 имени...
Курочка Юлия Васильевна, учитель химии высшей категории гу «Школа-гимназия №10 города Рудного»

Предмет «Черчение» в современной школе Халикова А. В., учитель черчения высшей квалификационной категории моу города Кургана «сош №49» iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Авторы: Головня Татьяна Антоновна, методист высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель рф, учащийся группы пк-09, Зеленкин...


Химия




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
him.na5bal.ru
..На главную