Конспект урока в 9 классе:«Решение задач по теме «Электрический ток»


страница1/4
him.na5bal.ru > Физика > Конспект
  1   2   3   4
Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики

План.

  1. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках

физики___________________________________________________________ 2

  1. Методы организации учебно-познавательной деятельности________________ 3

  2. Методы самостоятельной познавательной деятельности

учащихся. Психологическая характеристика способов активизации

познавательной деятельности_________________________________________ 4

  1. Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке______ 11

  2. Индивидуально-обособленная форма познавательной деятельности________12

  3. Фронтальная форма познавательной деятельности__________________________ 14

  4. Групповая форма организации познавательной деятельности_______________15

  5. Коллективная форма познавательной деятельности учащихся_______________16

  6. Примеры индивидуально-обособленной формы организации

познавательной деятельности на уроках физики_________________________19

  1. Примеры организации фронтальной формы познавательной

деятельности на уроках физики__________________________________________ 22

  1. Использование комплекта «Зеленый пакет» для организации

групповой деятельности учащихся_______________________________________ 22

  1. Коллективные способы обучения____________________________________39

  2. Особенности методики поабзацной проработки текста А.Г.Ривина _______41

  3. Конспект урока в 9 классе:«Решение задач по теме

  4. «Электрический ток». Зачет»______________________________________ 47

  5. Зачет по теме: «Тепловые явления». 8б класс__________________________48



Каждый человек обладает характерной особенностью — все знания, умения и качества личности он приобретает только сам, в процессе своей собственной деятельности. Чтобы раскрыть деятельностную природу школьников, учителю необходимо изменить свою роль: из единственного источника информации он должен стать организатором ситуаций, в которых у учащихся возникает потребность в той или иной деятельности, и руководителем познавательной деятельности учащихся на уроке.

Если учитель лишь объясняет материал, то ученики в лучшем случае могут воспроизвести понятие или формулировку закона, научного факта, но не осознают, каково содержание деятельности по созданию данного физического знания и не умеют использовать его в ситуациях, которые встречаются в жизни. В этом случае говорить об усвоении знаний не приходится: знание, которое не используется в конкретной деятельности, быстро забывается.

Знания, полученные при изучении русского языка, английского языка, математики, используются человеком в жизни потому, что постоянно возникает потребность говорить, писать, считать. Физика же наука «недеятельностная», и учитель физики вынужден искусственно создавать ситуации, побуждающие учащихся к выполнению определенной деятельности. Физическое знание можно считать усвоенным только в том случае, если ученик овладел деятельностью по его получению и применению в любой конкретной ситуации.

Любая деятельность, в том числе и познавательная, должна побуждаться сознательной целью, которая формулируется на основе личной потребности. Кроме того, овладеть деятельностью можно, лишь многократно выполняя ее. Поэтому на уроке изучения нового физического материала необходимо мотивировать учащихся к выполнению двух видов деятельности: по получению физического знания и по его применению в конкретных ситуациях. При этом учащийся должен самостоятельно прийти к «открытию» понятия, физического закона, научного факта.

Рассмотрим методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • словесные (направлены, как правило, на формирование теоретико-фактических знаний, а также на развитие словесно-наглядного мышления и речи учащихся),

  • наглядные (ориентированы на формирование образно-наглядного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы учащихся),

  • практические (направлены на формирование практических умений, самостоятельного мышления учащихся, развитие навыков учебного труда в ходе выполнения ими практических заданий).

  • аналитические,

  • синтетические,

  • аналитико-синтетические,

  • индуктивные,

  • дедуктивные;

  • репродуктивные (способствуют формированию знаний (на основе заучивания)), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу,

  • проблемно-поисковые

1) проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления;

2) частично-поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования;

3) исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

- классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков);

- определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т. п.);

- различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);

- деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная).
Психологическая характеристика способов активизации

познавательной деятельности.

В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся.

Память — не изолированная функция мозга, а активный психический процесс, включающийся как необходимый элемент в протекание всех познавательных процессов, обеспечивающий хранение и активную переработку воспринятой человеком информации. Память является одним из основных условий успешного обучения.

Важнейшим условием продуктивности памяти, опорой запоминания, является умственная активность человека, его мыслительная деятельность, заключающаяся в понимании воспринимаемой информации, т.е. в установлении связей (пространственных, временных, причинно-следственных, логических) тех предметов, явлений, о которых сообщается.

Современный подход к проблеме памяти указывает, что без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание полноценное усвоение знаний учащимися вообще невозможно.

Рассмотрим некоторые приемы активизации мыслительной деятельности учащихся и дадим краткую психологическую характеристику их роли в обеспечении прочности знаний.

В целях активизации мыслительных процессов учащихся при усвоении ими учебных знаний весьма эффективно использование приема сравнения, который повышает активность мысли учащихся, качество их знаний. Изучаемый материал при этом глубоко осознается, прочно запечатлевается в памяти. Сравнение является не только основным условием продуктивности мыслительных процессов, но и условием осуществления полноценных аналитических и синтетических умственных операций.

Умственная операция сравнения, позволяющая устанавливать признаки сходства и различия между предметами, явлениями, процессами, законами, глубоко влияет на мыслительную деятельность учащихся, на развитие их познавательных способностей. Учащиеся, не осознающие этой мыслительной операции, допускают много ошибок, приводят недостаточное число признаков сходства и различия сравниваемых объектов, не умеют выделять существенные признаки объектов, относят к существенным несущественные признаки или другие свойства объектов, перечисляют признаки, не сравнивая их друг с другом. В этих случаях нарушается последовательность в выявлении сходства и различия, бессистемно подвергаются сравнению те или иные признаки без всякой связи друг с другом. Нередко вместо признаков сходства и различия даются определения понятий, указываются признаки, не имеющие самостоятельного значения, вытекающие из других. Учащиеся не всегда могут обобщать материал, выбирать основания для сравнения, а сравнивают, исходя из выделенных признаков объектов.

Для эффективного усвоения и запоминания материала в школьной практике широко используется такой прием активизации познавательной деятельности учащихся, как наглядность и иллюстративность: рассказ-беседа по картине, рисунку, использование схем, диаграмм, показ диапозитивов, кино, и т.д. Однако сама по себе наглядность еще не обусловливает высокого уровня усвоения. Для этого необходима тесная взаимосвязь процессов восприятия с процессами мышления. Чем содержательнее, активнее деятельность учащихся, связанная с наглядным пособием, тем эффективнее будет ее влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы организовать активное восприятие учениками демонстрируемых предметов и явлений. Значительную роль при этом играют вопросы, задания, словесные пояснения учителя. Активность учащихся, вызываемая предметами и словесными раздражителями, должна сочетаться с активностью логической, дополненной постановкой вопросов и заданий, требующих выделения главного и второстепенного, установления причинно-следственных связей и т.д.

Самостоятельная работа учащихся на уроках является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. В педагогической литературе указывается, что учителя-мастера, которые придают большое значение самостоятельной работе на всех этапах овладения знаниями, в среднем отводят на уроке на самостоятельную работу в 2—3 раза больше времени, чем это обычно принято. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения. Деятельность по осмыслению усваиваемого материала способствует его прочному запоминанию.

Важную роль в учебном процессе для активизации познавательной деятельности и непроизвольного запоминания материала играет проблемная ситуация, т. е. ситуация, когда ученик не может решить поставленную перед ним задачу с помощью известных ему способов действий и знаний. В этом случае возникает познавательная потребность, создающая внутренние условия для усвоения нового материала.

Исследователи-педагоги считают, что для активизации мыслительной деятельности учащихся и эффективности обучения уроки должны строиться по принципу логических (мыслительных) заданий, т.е. создания проблемных ситуаций и проблемного изложения материала. Проблемное обучение ставит своей целью так освещать учебные вопросы, чтобы с необходимостью вызывать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание и т.д. К этому ведет такое изложение материала, когда учитель лишь сообщает фактический материал, описывает явления с тем, чтобы учащиеся сами нашли его сущность (причины, закономерные связи, значения), сделали необходимые выводы, опираясь на уже имеющиеся у них знания, жизненный опыт, применили их к решению поставленных вопросов и задач.

Одним из важнейших методов обучения и средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках является эвристическая беседа, проходящая в форме диалога, живого обмена мыслями. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся делают определенные выводы, обобщения, выражают свои мысли в речи и действиях, активно работают на уроке. Беседа позволяет более эффективно управлять процессом усвоения школьниками знаний. С помощью системы целенаправленных вопросов учитель направляет и поддерживает познавательную активность, контролирует ее степень, что очень важно, особенно для учащихся среднего возраста.

Эвристическая беседа активизирует память и мышление учащихся. Каждый вопрос заставляет их думать, припоминать, воспроизводить знания, имеющийся у них опыт. А припоминание, осуществляемое под действием вопросов учителя, с одной стороны, способствует наиболее полному и прочному воспроизведению материала, а с другой стороны, тренирует, развивает, укрепляет работу памяти и мышления, помогает образованию устойчивых навыков в запоминании, сохранении, последующем узнавании и воспроизведении материала, требует от учащихся постоянных мыслительных усилий.

Стимулирующие вопросы и инструкции учителя при умелом их формулировании заставляют учащихся в поисках ответа на них активно оперировать учебным материалом, анализировать, осмысливать его, устанавливать различные соотношения и связи, обеспечивая тем самым глубокую переработку усваиваемого материала и, как следствие, его прочное запоминание. К числу таких вопросов принадлежат следующие: «Почему?», «Откуда это вытекает?», «Как это проверить?», «Что является причиной?».

В то же время вопросы типа: «Как называется?», «Какие это действия?», «Что мы сделали?», которые преобладают в школьной практике, заставляют учащихся лишь воспроизводить фактическую сторону дела, они выявляют, что запомнил ученик, но не как он понял содержание учебного материала. Вопросы такого типа должны быть сведены к минимуму, так как они не активизируют мышление, а толкают учащихся на путь поверхностного запоминания.

Очень важно разнообразие вопросов, задаваемых учителем. Оригинальные, нешаблонные вопросы, тонко учитывающие специфику объектов и явлений, которые предлагается проанализировать, не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются также существенным условием сохранения материала в памяти.

Опытными учителями высоко оценивается психолого-педагогическое значение такого приема активизации мыслительной деятельности, как постановка перед учащимися цели урока. Учителя-мастера почти на всех уроках (94 %) ставят четкие цели, которые отражают главное содержание урока. Этот прием имеет не только общее активизирующее значение. Основной его смысл в том, что, зная цель урока, ученики мысленно постоянно соотносят с ней сообщаемые учителем положения, примеры, выводы. Процесс такого соотнесения, анализа получаемых сведений способствует формированию у учащихся полноценной системы знаний, являющейся важным условием эффективного запоминания материала.

Аналогичен психологический смысл приема связывания изучаемого материала с жизненным опытом учащихся, с окружающей действительностью, теории с практикой и практики с теорией. Изучаемый материал, таким образом, включается в систему уже имеющихся у учащихся знаний, делая их при этом еще более расчлененными и упорядоченными.

Психологически эффективно использование приема активизации мыслительной деятельности, основанного на разработке и применении опорных схем и опорных сигналов. С их помощью выявляется основное содержание усваиваемого материала. Опорные схемы, выполненные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, организуют внимание детей к объяснению учителя, повышают интерес к учению. С помощью этих приемов учебный материал, с одной стороны, расчленяется, а с другой — объединяется в большие блоки, помогающие целостному его восприятию, обработке в системе. При этом знания прочно откладываются в долговременной памяти. В.Ф. Шаталов описывает факт, как встретившийся ему через 17 лет бывший ученик сам предложил перечислить все свойства квадрата и из десяти свойств, правильно назвал девять.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе выявлена эффективность укрупненных структур знаний учащихся. Идут поиски способов укрупнения единиц усвоения учебной информации, когда каждая единица выступает как внутренне расчлененное, но единое целое. Так, предложена методическая система укрупнения дидактических единиц в процессе обучения математике

Большую эффективность усвоения знаний и значительные возможности развития мышления содержит проблемное обучение, поскольку:

1)оно связано с возникновением познавательной потребности и оптимальной степенью интеллектуальной активности учащегося, удовлетворяющей ее;

2)при проблемном усвоении учебного материала обеспечивается усвоение общих закономерностей, способов и условий действий, что создает большие возможности использования усвоенных знаний и способов действия для решения новых задач.

Рассмотренные приемы активизации мыслительной деятельности имеют много общего, и в основе их эффективности лежат одни и те же причины. Все приемы возбуждают познавательную потребность учащихся и стимулируют их к глубокой обработке ранее усвоенных и новых сведений, что обязательно требует вовлечения в работу многих элементов уже имеющихся знаний, хранящихся в долговременной памяти. Вместе с тем познавательная потребность и аналитико-синтетическая деятельность ведут к включению активирующих систем мозга, а решение познавательной проблемы и ответ на нешаблонный вопрос — к включению систем подкрепления. Все это и обеспечивает эффективное и прочное усвоение материала.

Вместе с тем нельзя не отметить, что применение этих приемов требует от учителя высокой квалификации и постоянного внимания к оценке результатов мыслительной деятельности учащихся. Поскольку у учащихся, особенно в младших и средних классах, еще не сформировались системы оценки правильности решения задач и ответов на вопросы, оценкам и коррективам учителя здесь принадлежит ведущая роль. Ведь ученик может оценить как правильный, так и ошибочный, или только частично верный ответ. В таком случае система подкрепления все равно может включиться, что приведет к фиксации в памяти неправильного хода решения. То же самое может произойти, если учитель по невнимательности подкрепляет своим одобрением неправильный или не вполне точный ответ ученика.

Серьезное значение этот аспект применения приемов активизации мыслительной деятельности имеет и в старших классах в связи с постановкой перед учащимися сложных теоретических и мировоззренческих вопросов. Здесь также существует опасность «самоподкрепления» неверных ходов мысли. Поэтому нужна их постоянная оценка и коррекция со стороны учителя, что требует от него высоких профессиональных качеств.
  1   2   3   4

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Конспект урока в 9 классе:«Решение задач по теме «Электрический ток» iconУрока: Образовательные
Конспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора»

Конспект урока в 9 классе:«Решение задач по теме «Электрический ток» iconКонспект урока «Решение экономических задач на проценты» Математика, 6 класс
Дидактическая цель: выработать умения решать задачи на проценты с экономическим содержанием

Конспект урока в 9 классе:«Решение задач по теме «Электрический ток» iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчинённые...
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчинённого предложения

Конспект урока в 9 классе:«Решение задач по теме «Электрический ток» iconКонспект урока химии в 9 классе с использованием технологии разноуровнего...

Конспект урока в 9 классе:«Решение задач по теме «Электрический ток» iconУрок в 7 классе «Решение задач на проценты» Учитель математики моу «сош №4»
Знакомство с широтой использования процентных вычислений, закрепление и обобщение знаний по теме «Проценты»

Конспект урока в 9 классе:«Решение задач по теме «Электрический ток» iconГ. Рославль Смоленской области интегрированный урок по физике и химии...
Повторение понятия «электрический ток», «электролиты», «электролитическая диссоциация», «ионы»

Конспект урока в 9 классе:«Решение задач по теме «Электрический ток» iconКонспект урока по обж в 5 классе по теме «Безопасное поведение в бытовых ситуациях»
Познакомить учащихся с опасными ситуациями и основами безопасного поведения при их возникновении в быту

Конспект урока в 9 классе:«Решение задач по теме «Электрический ток» iconУрок соревнование это интегрированный урок, итоговый по теме «Решение уравнений и задач»
«Решение уравнений и задач». Только итоговые уроки, которые бывают не чаще одного раза в месяц, дают в полной мере возможность заинтересовать...

Конспект урока в 9 классе:«Решение задач по теме «Электрический ток» iconУрок математики в 6 классе «Решение задач с помощью пропорций» Автор:...
Компьютер, проектор, презентация учителя для урока, раздаточный материал, дидактические материалы И. И. Зубарева, И. П. Лепешонкова,...

Конспект урока в 9 классе:«Решение задач по теме «Электрический ток» iconПлан-конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме «Анализ...
Муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №4 при исправительной...


Химия




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
him.na5bal.ru
..На главную