Урок №1 «Атмосфера Земли» Учебник


him.na5bal.ru > География > Урок
Конспект предметного учебного занятия в рамках ФГОС и ФГТ
Ерюшкина Л.Е., учитель географии МАОУ Гимназия №2, г. Балаково, Саратовская область

География 5 класс

Тема «Атмосфера»

Урок №1 «Атмосфера Земли»

Учебник: А.А. Летягин География Начальный курс 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.

Тип учебного занятия: Урок открытия нового знания (ОЗН)

Формы работы учащихся: индивидуальная работа, в парах

Оборудование: интерактивная доска, учебник, атлас, тетрадь, химические реагенты, пробирки, лучина.
Цель урока: формирование знания учащихся об атмосфере, как газовой оболочке Земли.

Задачи:

  1. Изучить строение воздушной оболочки Земли.

  2. Сформировать представление о роли атмосферы в жизни Земли.


Личностные результаты:

1. Представление о атмосфере как субъекте географического пространства, её роли в жизни Земли.
Предметные результаты:

1. Сформированность представлений о размерах, строении и значении атмосферы в жизни Земли и человека.

2. Владение умениями анализировать свойства воздуха в ходе проведения химических опытов.

3. Владение умениями и навыками использования географических знаний для объяснения явлений и процессов, происходящих в слоях атмосферы.
Метапредметные результаты:

1. Работа с текстом и видеофрагментом: составление конспекта.

2. Формулировать выводы

3. Владеть способом самоконтроля
План – конспект урока «Атмосфера Земли»

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1. Организационно мотивационный этап урока

Сообщение темы урока

- Какие сведения о погоде вы отмечали в календаре погоды?

- Какие явления природы вы наблюдали в своей жизни?

- С какой оболочкой Земли связаны погодные явления?

Просмотр видеоролика «Почемучка. Из чего состоит воздух?» (фрагмент с 05:55 до 08:12 минут)

http://video.meta.ua/5386510.video?pos=31

- Выскажите предположение, чему будет посвящен

наш урок?

- Сформулируйте тему урока.

-Как вы думаете, почему после Литосферы мы изучаем эту оболочку Земли

- Сформулируйте цель нашего урока.

Отвечают на вопросы

Называют тему урока

«Атмосфера Земли»

Объясняют. Если ребята затрудняются объяснить, можно вернуться к рис. 6, стр. 16 учебника. И вспомнить образование нашей планеты.

Формулируют цель:

- Доказать, что жизнь на Земле возможна благодаря атмосфере.

Личностные результаты:

Представление о атмосфере как субъекте географического пространства, её роли в жизни Земли.

d:\мои рисунки\2013_01_26\sdc13097.jpg





Формулиро-вание задач урока

Перечислите действия, которые нам нужно совершить на уроке, чтобы достигнуть поставленной цели

Перечисляют задачи:

1.Выяснить, что такое «атмосфера», её размеры.

2. Изучить строение атмосферы Земли.

3. Составить план – конспект.








Создание мотивационной установки

Просмотр видео «Атмосфера Земли. Полярное сияние» (время 1:15) http://www.u-tube.ru/pages/video/79281

- Как выглядит атмосфера из космоса?

Сравнивают толщину атмосферы и размеры Земли.








2. Процессуально - содержательный этап урока

Границы и размеры атмосферы

Предлагается учащимся найти ответы на вопросы в тексте параграфа.

- Где расположена нижняя граница атмосферы?

- Есть ли у атмосферы верхняя граница?

- На какой высоте проводят условную границу между космическим пространством и атмосферой Земли?

Читают текст учебника стр. 65

«Размеры атмосферы Земли»

Отвечают на вопросы.








Состав атмосферного воздуха


Школа географа – следопыта.

Почувствуй себя юным химиком.

- Что такое воздух?

- Какие газы входят в состав воздуха?

- Какие свойства воздуха вам известны?

Ответить на вопрос, какой газ в атмосфере поддерживает горение, нам поможет опыт.

Опыт 1

- Чтобы получить углекислый газ, берем мел, добавляем соляной кислоты (НCl).

(CaCO3 + 2HCl 

CaCl2 + H2 O + CO2 )

Выделяется газ, опускаем в пробирку горящую лучину. Она гаснет.

Опыт 2

Кислород получим другой химической реакцией, вы её будете изучать на уроках химии.

/Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора оксида марганца четыре.

2H2 O2 MnO2 2H2 O + O2 /

- Посмотрев опыты, какой можно сделать вывод.

Отвечают на вопросы.

- Воздух – смесь газов.

- В состав воздуха входит кислород, азот, углекислый газ.

http://edu.kubannet.ru/dlrstore/8dafb7d7-fa70-45ca-8f92-7f83579b81eb/45.jpg

Свойства воздуха:

прозрачный,

без запаха.

Делают вывод:

- Кислород поддерживает горение, а углекислый газ нет.


d:\мои рисунки\2013_01_26\sdc13106.jpg

d:\мои рисунки\2013_01_26\sdc13107.jpg

d:\мои рисунки\2013_01_26\sdc13110.jpg





Строение атмосферы Земли

Работа с фрагментом видеоролика «Почемучка. Из чего состоит воздух?»

- На какие слои делится атмосфера?

- В каком слое атмосферы сосредоточен почти весь атмосферный воздух?

- На какой высоте проходит верхняя граница тропосферы?

- Какие явления происходят в тропосфере?

- В каком слое атмосферы наблюдается содержание большого количества озона?

Видеоролик «Полярное сияние в Мурманске13 января 2011 г.»

http://vscraper.com/vyxOa/

- В каком слое атмосферы можно наблюдать полярное сияние?

Задание 1. (см. приложение 1)

Внимательно посмотреть видеоролик «Почемучка. Из чего состоит воздух?»

Найти ответы на вопросы.

Заполнение таблицы.

Строение Атмосферы

Слой атмосферы

Границы

Явления

Тропосфера








Стратосфера









Мезосфера








Термосфера











Выводы записывают в таблицу.



Роль атмосферы в жизни Земли

Используя рисунок, расскажите о значении атмосферы для жизни на Земле

Проверяем с помощью интерактивной доски.

Подобрать каждому рисунку соответствующую надпись.

Работа в парах. На каждом столе рисунок. Учащиеся объясняют значение атмосферы и записывают в тетрадь.

Задание 2

http://loom.com.ua/wp-content/uploads/2011/09/matthew-bowden.jpg

Рисунок 1.

http://www.t-z-n.ru/preupss/photo/photoq119.jpg

Рисунок 2


Рисунок 3
http://www.darwin.museum.ru/expos/floor2/img/krachka_b.jpg

http://www.arkaplanda.com/uploads/humanist%20arka%20plan/800x600/5255853534.jpg

Рисунок 4

http://dumskaya.net/pics/apicturepicture_5686290443663_21189.jpg

Рисунок 5

Описание роли атмосферы в жизни Земли.



3 Этап закрепление

Закрепление

Тест самоконтроля по теме «Атмосфера Земли»

А1. Что является нижней границей атмосферы?

  • 1) земная поверхность

  • 2) уровень Мирового океана

  • 3) верхняя граница мантии

  • 4) верхняя граница тропосферы

А2. Какой газ преобладает в атмосфере?

  • 1) кислород

  • 2) водород

  • 3) азот

  • 4) углекислый

А3. В каком слое атмосферы содержится большая часть воздуха?

  • 1) в стратосфере

  • 2) в тропосфере

  • 3) в мезосфере

  • 4) в термосфере

А4. В каком слое атмосферы содержится много озона?

  • 1) в тропосфере

  • 2) в стратосфере

  • 3) в термосфере

  • 4) в мезосфере

А5. Какой газ, содержащийся в атмосфере, обеспечивает процессы горения на Земле?

  • 1) углекислый

  • 2) азот

  • 3) кислород

  • 4) гелий

В1. Установите соответствие.

Слои атмосферы

Функция

  1. Стратосфера

  2. Тропосфера

А. Формирование погоды

Б. Защита от ультрафиолетовых лучей



1

2







В2. Вставьте пропущенные слова.

Атмосфера защищает Землю от падения ____________________, от резких перепадов___________

_____.

Отвечают на вопросы.

Находят ошибки и исправляют их.





4. Рефлексивный этап урока.

Рефлексия деятельности

Продолжи предложение

«Чтобы доказать, что жизнь на Земле возможна благодаря атмосфере, мы …»

Изучили состав воздуха и его свойства, слои атмосферы.

Провели опыты.

Анализ своей деятельности на уроке



Рефлексия эмоционального состояния

Самоанализ урока учащимися

Учащийся анализирует и

оценивает свою работу на уроке.

Анкета для ученика.

1.На уроке я работал


активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен



Анализ своего эмоционального состояния



5. Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание

Д/з § 12, составьте кроссворд «Атмосфера», используя слова из параграфа



Оформление

творческой

работы

Литература

  1. http://www.vgf.ru/Portals/0/Metod/Base/Metod/MainSchool/ScanGeoshk3.pdf И.В. Душина, Е.А. Беловолова Е.А. Таможняя, В.Б. Пятунин. Учителю о новых подходах к планированию урока географии в условиях введения образовательных стандартов нового поколения.

  2. http://www.vgf.ru/pedagogu/Metod.aspx Формирование универсальных учебных действий в школьном географическом образовании". Автор: Е.А. Беловолова, к.п.н, доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ

Урок 1. «Атмосфера Земли»

Задание 1.

Внимательно просмотреть видеоролик. Найти ответы на вопросы.

1. На какие слои делится атмосфера?

2. В каком слое атмосферы сосредоточен почти весь атмосферный воздух?

3. Какие явления происходят в тропосфере?

4. В каком слое атмосферы наблюдается содержание большого количества озона?

5. В каком слое атмосферы можно наблюдать полярное сияние?

Таблица 1. Строение Атмосферы

Слой атмосферы

Границы

Явления

Тропосфера








Стратосфера









Мезосфера








Термосфера









Поделиться в соцсетях



Похожие:

Урок №1 «Атмосфера Земли» Учебник iconУрок 34. Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»
Цели и задачи. Обобщить и систематизировать знания по разделу «Природа Земли», по курсу

Урок №1 «Атмосфера Земли» Учебник iconУрок по теме «земля»
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о происхождении, строении Земли, о грозных явлениях природы, о суше, водной и...

Урок №1 «Атмосфера Земли» Учебник iconУрок открытие, изучение и преобразование земли планеты солнечной системы
Способствовать формированию представлений учащихся о науке географии, основных этапах накопления знаний о Земле, современных исследованиях;...

Урок №1 «Атмосфера Земли» Учебник iconПояснительная записка к рабочей программе "География. Начальный курс"
Целью этого курса является: • формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных...

Урок №1 «Атмосфера Земли» Учебник iconМетодическая разработка урока с использованием икт актуальность: тема «Галогены»
Бохан Вера Васильевна, мбоу «сош №25», г. Абакан, республика Хакасия, учитель химии, урок №3-4, Базовый учебник Габриелян О. С. Химия...

Урок №1 «Атмосфера Земли» Учебник iconАйцева Елена Владимировна
...

Урок №1 «Атмосфера Земли» Учебник iconГ тырныауза кбр открытый урок-исследование по химии
Тип урока: Урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением, комбинированный урок

Урок №1 «Атмосфера Земли» Учебник iconЗагорать на пляже; касаться земли; загорелые дети; свеча догорела;...
Загорать на пляже; касаться земли; загорелые дети; свеча догорела; прикосновение к проводам; выгореть на солнце; выгорать на солнце;...

Урок №1 «Атмосфера Земли» Учебник iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX в. Учебник для 8...
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX в. Учебник для 8 кл общеобразовательных учреждений. 11изд. М.: Просвещение,...

Урок №1 «Атмосфера Земли» Учебник iconУрок-практикум. Цели урока
Тип, вид урока: Урок комплексного применения знаний, умений, навыков; урок-практикум


Химия




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
him.na5bal.ru
..На главную