Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей


him.na5bal.ru > География > Книга
Пояснительная записка

Курс «География России. Население и хозяйство» продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания полученные учащимися в 6, 7, 8 классе, но применение этих знаний необходимо при изучении населения и хозяйства страны.

С другой стороны данный курс развивает общие географические понятия, определения и закономерности на новом уровне, используя как базу географию родной страны.

Данный курс имеет огромное воспитательное значение и влияет на мировоззрение учащихся.

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта  по   географии, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  2. Авторской  программы  по физической  географии  под редакцией Е.М.  Домогацких, М. «Русское слово» 2010 г , созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  3. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09. 03. 2004, учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Владимира.

  4. Федерального перечня учебников, утвержденного приказом от 31 марта 2014 г. № 253, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих  программы  общего образования;

  5. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.


Учебно-методический комплекс.

  1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География: Население и хозяйство России. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 280 с.: ил.

  2. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Население и хозяйство России» 9 класс / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

  3. Географический атлас по географии: География. 9 класс, ООО «Издательство ДИК» при участии ООО «Дрофа», 2010

  4. Контурные карты по географии: География. 9 класс, ООО «Издательство ДИК» при участии ООО «Дрофа», 2010

  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии 9 класс»



Дополнительная литература:


1. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.

2. И.И. Баринова, В.П. Дронов. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс – М.: Издательство «Дрофа», 2010 г.
3. В.И. Сиротин. Практические работы по географии 6-10 классы. М. 2003г.

4. В.Б. Пятунин. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы, М.: Дрофа, 2002г.

5. Г.Н. Элькин. Поурочное планирование. С-Петербург: Паритет, 2002г.

6. Никитина. Поурочные разработки по географии. М.:ВАКО, 2005г.

Источники информации:

  1. Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф») / Авт.-сост. Н.В. Болотникова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 312 с. – (Образовательный стандарт).

  2. Дронов В.П. . В.Я. Ром «География России. Население и хозяйства. 9 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений; 18 издание – М.: Дрофа, 2011 г. – 285 с.

  3. В.П. Дронов. Рабочая тетрадь, География России, население и хозяйство. К учебнику В.П. Дронова. В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство. 9 класс». 8 издание. М.: «Дрофа» 2007г.

  4. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. М:. АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006 г.

Основные цели и задачи курса:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

В рабочей программе запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы, письменные работы, презентации. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.

Оценочные практические работы:

  1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроение по карта.

  2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

  3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

  4. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт – Петербурга.

  5. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

  6. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

  7. Определение по картам географического положения Владимирской области.

  8. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Владимирской области.

  9. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.

  10. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

  11. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

  12. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них. (Восточная экономическая зона).


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

    1. знать/понимать:

  • Связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

  • Факторы размещения отдельных отраслей хозяйства страны;

  • Основные отрасли хозяйства страны, географию их размещения;

  • Географию народов, населяющих нашу страну;

  • Крупнейшие городские агломерации нашей страны;

    1. Уметь:

  • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

  • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

  • умение работать с разными источниками географической информации;

  • умение выделять, описывать, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • картографическая грамотность;

  • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

  • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать последствия;

  • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

  • умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Географическая номенклатура.

      1. Крайние точки: м. Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Балтийская коса в Гданьском заливе.

      2. Моря: Баренцево, Белое. Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское. Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

      3. Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

      4. Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

      5. Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам. Командорские.

      6. Полуострова: Камчатка, Ямал. Таймыр, Кольский, Канин, Рыбацкий, Таманский, Гыданский, Чукотский.

      7. Реки: Волга. Лон, Иртыш. Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега. Мезень. Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

      8. Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон. Баскунчак, Кулудинское, Чаны, Ханка.

      9. Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

      10. Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский. Им. Москвы, Волго-Донской.

      11. Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский Кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского. Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

      12. Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский Кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

      13. Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

      14. Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Маныческая, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

      15. Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедрова Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский. Башкирский, Ильменский, Алтайский. Таймырский, Долина гейзеров, Ленские столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий. Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

      16. Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак, Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория, Донбасс, Хибины, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольный бассейн, Удоканское, Алдан, Бодайбо, Мирный.

Тематическое планирование

темы

Название темы




Введение

Тема 1

Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы.

Тема 2

Население России

Тема 3

Отрасли хозяйства

Тема 4

Природно-хозяйственная характеристика России

Тема 5

Заключение










Итого

Содержание программы.

Введение. (1 час)

Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.

Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.

Тема 1. Россия на карте мира.

Природные условия и ресурсы России

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.

Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.

Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.

Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.

Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.

Тема 2. Население России

Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.

Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.

Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.

Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.

Тема 3. Хозяйство России

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

Тема 4. Экономические районы России

Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.

Калининградская область – самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.

Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Тема 4. Заключение

Россия на мировой арене.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей iconКнига для первоклассников особый школьный словарь (распечатать слова)...
Первые ряды отведены для медалистов (8 чел), родителей медалистов (16 чел), преподавателей (24 + 4 педагога + резерв + администрация...

Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей iconПояснительная записка к программе кружка: «Занимательная химия» Данный...
Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений,...

Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей iconАнализ итогов методической недели учителей химии и биологии 2015-2016 учебный год
Кгу «Средняя школа №12» была проведена методическая неделя учителей химии и биологии, основной целью которой являлось создание условий...

Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей iconВыступление директора. Цветы
Цель и задачи: проведение праздника, посредством творческого потенциала детей и взрослых создать праздничную атмосферу для выпускников,...

Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей icon«Естествознание», «Занимательная география», «Избранные вопросы физики»,...
Оплата производится не позднее 25-го числа текущего месяца в безналичном порядке на банковский счет Исполнителя. Оплата услуг удостоверяется...

Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей iconБорис Евсеевич Черток Книга Ракеты и люди. Фили Подлипки Тюратам
Первая книга моих воспоминаний началась с событий 1945 года, с рассказа о командировке советских специалистов в Германию для изучения...

Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей iconПредлагаю сценарий внеклассного мероприятия (интегрированное: география,...
Твие в «Страну выученных уроков» для учащихся 5-8 класс. На мой взгляд, подобные мероприятия помогают развивать у учащихся творческие...

Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей iconСценарий Последнего звонка
На самом долгожданном, самом замечательном празднике для школьников, родителей и учителей – на празднике «Последнего звонка»!

Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей iconДиплом III степени за победу в VII всероссийской олимпиаде по химии «Вот задачка»
В нашей школе учатся 33 учащихся и 11 учителей. На отлично закончили 8 учащихся (24,2%)

Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей iconАнализ деятельности гпс учителей биологии за 2015-2016 учебный год
Витебский государственный университет имени П. М. Машерова, специальность Биология. География, год окончания 2011


Химия




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
him.na5bal.ru
..На главную