Урок 34. Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»


him.na5bal.ru > География > Урок
Урок 34. Обобщение знаний по разделу «Природа Земли». Итоговый урок по курсу
Тип урока. Итоговый урок.
Цели и задачи. Обобщить и систематизировать знания по разделу «Природа Земли», по курсу.
Средства обучения. Учебник, атлас.




Методы и формы учебной деятельности. Эвристическая беседа. Интеллектуальные игры. Тестовый

контроль.
1-й вариант. Этот вариант рассчитан на активный класс, интересующийся географией и умеющий работать самостоятельно.
Тестовый контроль проводится по вариантам (15 заданий, в зависимости от уровня подготовки класса их количество можно сократить до 10). Время выполнения заданий — 15 минут.
Творческие задания выполняются в группах из 4—6 человек. Например, предлагается написать синквейн о любой оболочке Земли.

Пример синквейна:

  1. Река.




  1. Широкая, равнинная.




  1. Течет, размывает, несет.




  1. Переносит воду по речной долине.




  1. Водный поток.


Побеждает та команда (группа), которая за 5 ми-нут сумеет написать два синквейна о той или иной оболочке Земли.
Далее можно организовать дискуссию на тему «Какая из оболочек Земли более всего нуждается в защите от деятельности человека?». Выступают «представители» разных оболочек Земли: равнины, горы, реки, озера, лес, луг, почва, лось и т. п., рассказывая о том, как непросто выжить в на-ше время. Все вместе пытаются наметить разумные меры охраны и защиты разных объектов природы.
Завершить урок можно игрой на проверку гео-графической номенклатуры. Тем же группам учащихся, которые выступали в защиту разных обо-лочек Земли, предлагается устроить соревнование «Кто больше» на знание номенклатуры по темам «Атмосфера» и «Гидросфера».



2-й вариант. При другом уровне развития и подготовки класса можно провести тестовый контроль, а далее обсудить основные вопросы, изученные в курсе и особенно в последнем разделе «Природа Земли». Учитель предлагает нескольким ученикам вслух прочитать основное содержание отдельных тем последнего раздела. Класс следит за их сообщениями и дополняет их основными понятиями и терминами, относящимися к той или иной теме, а также географическими названиями, которые показываются по карте.
Основные понятия и термины: гипотеза; ядро; мантия; литосфера; земная кора; рельеф; горные породы: магматические, осадочные, метаморфические; минерал; полезные ископаемые; плита; землетрясение; сейсмически активный район; очаг землетрясения; эпицентр; вулканы: конические, щитовые, действующие, потухшие; кратер; жерло; очаг; магма; лава; вулканические бомбы; мате-рик (континент); остров; часть света; архипелаг; гидросфера; Мировой океан; океан; море; воды су-ши; ледник; айсберг; подземные воды; источник (родник, ключ); атмосфера; ветер; облака: перистые, слоистые, кучевые; осадки: жидкие, твердые; гроза; молния; гром; погода; климат; ураган (тайфун); смерч (торнадо); биосфера; почва; плодородие; перегной (гумус); Красная книга; заповедник; национальный парк; заказник.
Основное содержание. В настоящее время ученые предполагают, что Солнце и планеты возникли одновременно из межзвездного вещества — пыли и газа. Это вещество сжималось, а затем распалось на множество сгустков. Из этих сгустков образовались Солнце и планеты.
Земля имеет сложное внутреннее строение. Центральную ее часть занимает ядро, которое покрывают мантия и земная кора. Верхнюю твердую оболочку Земли называют литосферой, а самую верхнюю ее часть — земной корой. Неровности земной поверхности называют рельефом.
Землетрясения возникают при внезапном смещении участков двух плит, из которых образованы земная кора и верхний слой мантии. Вулканы могут быть потухшими и действующими. При извержении вулкана на земную поверхность изливается лава.
Сушу нашей планеты составляют материки и острова. Материков на нашей планете шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Гидросфера — это водная оболочка Земли. В со-став гидросферы входят Мировой океан, воды суши и воды атмосферы. Мировой океан занимает 3/4 поверхности Земли.
Атмосфера — это воздушная оболочка Земли. Движение воздуха вдоль поверхности Земли на-зывают ветром. В атмосфере образуются облака, выпадают осадки. Погода — это состояние нижне-го слоя атмосферы в данном месте в данный момент. Климат — это многолетний режим погоды, характерный для данной местности. В атмосфере часто возникают грозные явления — ураганы и смерчи.
Живые организмы заселяют все земные оболочки: атмосферу, гидросферу и литосферу, образуя биосферу. Границы биосферы определяются освещенностью, составом воздуха, наличием пита-тельных веществ, составом и температурой воды.
Почва — это особое природное тело, верхний плодородный слой земли. Это среда обитания множества живых организмов. Почва — основа для развития сельского хозяйства.
Человек все больше преобразует природу, но не всегда думает о последствиях своей деятельности: загрязняются воздух и водоемы, снижается плодородие почв, исчезают уникальные виды животных и растений. Для сохранения видов живой природы созданы Красные книги и охраняемые территории.
Тестовые задания

Вариант 1
1. Земля отличается от других планет Солнечной системы:


  1. наличием спутника

  2. наличием жизни

  3. вращением вокруг своей оси

  4. наличием атмосферы


2. Какую из наук относят к физической геогра-фии?


  1. демографию

  2. инженерную географию

  3. геоморфологию

  4. военную географию


3. Кто из великих географов древности первым установил зависимость между географической ши-ротой и длиной дня и ночи?

  1. Геродот

  2. Эратосфен

  3. Бартоломео Диаш

  4. Пифей


4. В чем заслуга экспедиции Фернана Магеллана?


  1. было доказано, что Америка — новый материк

  2. было доказано единство Мирового океана

  3. был найден кратчайший путь в Индию

  4. была открыта Австралия


5. В чем заслуга экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева?


  1. была открыта Северная Америка

  2. была открыта Антарктида




  1. был найден пролив между Евразией и Север-ной Америкой




  1. был исследован Северный Ледовитый океан


6. Аристотель и Птолемей центром системы мира и Вселенной считали:


  1. Солнце

  2. Землю

  3. сферу неподвижных звезд

  4. Луну


7. Какая из перечисленных планет земной группы имеет плотную облачную атмосферу?


  1. Меркурий

  2. Венера

  3. Юпитер

  4. Марс


8. Какая из перечисленных планет Солнечной системы имеет самые большие размеры?


  1. Юпитер

  2. Сатурн

  3. Уран

  4. Нептун


9. Яркой светящейся черточкой на ночном небе нам видятся:


  1. кометы

  2. астероиды

  3. спутники

  4. метеоры


10. Если встать лицом на север, то с правой сто-роны будет:


  1. юг

  2. восток

  3. запад

  4. северо-восток


11. Что показано зеленым цветом на физиче-ской карте?


  1. растительность

  2. низкие равнины

  3. болота

  4. места, где живут люди


12. Литосфера — это:

1) твердое ядро Земли

2) вещество между ядром и земной корой

3) верхняя твердая оболочка Земли

4) все горные породы и минералы
13. В Южной Америке протекает самая длинная и полноводная река мира


  1. Нил

  2. Миссисипи

  3. Янцзы

  4. Амазонка


14. Гидросфера — это:

  1. вся вода Мирового океана

  2. водяной пар в атмосфере

  3. водная оболочка Земли

  4. вода в жидком состоянии


15. Где проводят границы биосферы?
1) там же, где нижнюю границу литосферы и верхнюю атмосферы

  1. нижнюю в почве, а верхнюю — по самым вы-соким горам




  1. нижнюю на глубине 5 км, а верхнюю — на уровне озонового слоя




  1. нижнюю — по дну океана, а верхнюю — по самым высоким облакам


Вариант 2
1. Какая наука изучает происхождение небесных тел, их строение, состав, движение в космическом пространстве?

  1. география

  2. физика

  3. химия

  4. астрономия


2. К какому методу географических исследований относят создание карты почв какого-либо района?

  1. к картографическому

  2. к сравнительно-географическому

  3. к аэрокосмическому

  4. к статистическому


3. Кто из путешественников Средневековья по-бывал в Китае и описал жизнь и быт китайцев?

  1. Марко Поло

  2. Бартоломео Диаш

  3. Васко да Гама

  4. Христофор Колумб


4. В чем заслуга экспедиции Джеймса Кука?

  1. было доказано единство Мирового океана

  2. было доказано, что Австралия — самостоя-тельный материк

  1. был найден кратчайший путь в Индию

  2. была доказана шарообразность Земли


5. В чем заслуга экспедиции С. И. Дежнева?


  1. было доказано, что Евразия и Северная Аме-рика не соединены между собой




  1. были исследованы берега Антарктиды

  2. были описаны внутренние районы Сибири

  3. была открыта и исследована Камчатка


6. Николай Коперник центром мира считал:

  1. Землю

  2. звезды

  3. Луну

  4. Солнце


7. Какая из перечисленных планет земной группы имеет спутники?


  1. Меркурий

  2. Венера

  3. Марс

  4. Нептун


8. Какая из перечисленных планет Солнечной системы имеет самые маленькие размеры?


  1. Венера

  2. Плутон

  3. Земля

  4. Нептун


9. Метеоритами называют космические тела, которые:


  1. упали на Землю

  2. сгорели в земной атмосфере




  1. имеют твердое ядро и хвост, состоящий из га-зов и мелкой пыли

4) вращаются вокруг Солнца и образуют пояс между Марсом и Юпитером
10. К какой стороне горизонта нужно повернуться лицом, чтобы справа оказался север?


  1. к югу

  2. к востоку

  3. к западу

  4. к юго-востоку


11. Что показано зеленым цветом на плане местности?


  1. растительность

  2. низкие равнины

  3. болота

  4. места, где живут люди


12. Землетрясения и извержения вулканов ча-ще всего происходят:

  1. в южных районах

  2. в центрах плит земной коры

  3. на границах плит земной коры

  4. на побережье океана


13. В Африке расположена величайшая пусты-ня Земли:


  1. Килиманджаро

  2. Сахара

  3. Виктория

  4. Эйр


14. Атмосфера — это:

  1. все облака над Землей

  2. воздушная оболочка Земли

  3. тонкий слой озона

  4. все ветры Земли


15. Как появилась почва?

  1. она всегда была на планете

  2. в результате извержений вулканов

  3. из рыхлого слоя горных пород, измененного растениями и животными

  4. в результате распашки полей человеком


Вариант 3

  • Какое из перечисленных явлений относят к физическим?

  1. восход солнца

  2. листопад

  3. смена окраски меха животных зимой

  4. цветение деревьев


2. Какая наука изучает разнообразные явления природы?


  1. астрономия

  2. география

  3. физика

  4. химия


3. Кто из великих географов древности вычис-лил размеры земного шара?


  1. Геродот

  2. Эратосфен

  3. Пифей

  4. Бартоломео Диаш


4. Первое кругосветное путешествие совершил:

  1. Христофор Колумб

  2. Джеймс Кук

  3. Бартоломео Диаш

  4. Фернан Магеллан


5. В чем заслуга экспедиции С. И. Дежнева?

  1. была открыта Антарктида

  2. был открыт Северный полюс

  3. были открыты Командорские острова

  4. было доказано, что Евразия и Америка не со-единены между собой


6. Джордано Бруно считал, что Вселенная:

1) ограничена Солнечной системой

2) вращается вокруг Солнца

3) бесконечна и не имеет единого центра

4) бесконечна и вращается вокруг Земли
7. Какая из перечисленных планет земной груп-пы по размерам лишь немного меньше Земли?

  1. Меркурий

  2. Венера

  3. Луна

  4. Марс


8. Какая из перечисленных планет Солнечной системы известна своими яркими кольцами?


  1. Юпитер

  2. Сатурн

  3. Уран

  4. Нептун


9. Что представляет собой хвост кометы?

  1. скопление газов и мелкой пыли

  2. скопление частичек льда

  3. скопление плазмы

  4. скопление капель воды


10. Если встать лицом на юг, то справа ока-жется:


  1. север

  2. восток

  1. запад

  2. юго-запад


11. Каким цветом на физической карте показа-ны горы?


  1. голубым

  2. зеленым

  3. желтым

  4. коричневым


12. В самом центре Земли находится:

  1. мантия

  2. земная кора

  3. литосфера

  4. ядро


13. В Евразии расположены высочайшие горы Земли:


  1. Скалистые

  2. Анды

  3. Гималаи

  4. Кавказ


14. Больше всего пресной воды содержится:

  1. в ледниках

  2. в озерах

  3. в реках

  4. в болотах


15. Почва — это:

  1. объект живой природы

  2. объект неживой природы

  3. особое природное тело

  4. результат деятельности человека


Поделиться в соцсетях



Похожие:

Урок 34. Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» iconУрок Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»
Цели и задачи. Обобщить и систематизировать знания по разделу «Что изучает география»

Урок 34. Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» iconУрок химии Обобщение, систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами»
Место выполнения работы: мбоу «сош №1», г. Бородино Красноярского края, ул. Советская, д. 68

Урок 34. Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» iconУрок №6. Вода. Химические свойства воды
Цель. Систематизация и обобщение знаний о химических свойствах воды на примерах неорганической и органической химии

Урок 34. Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» iconУрок в 7 классе «Решение задач на проценты» Учитель математики моу «сош №4»
Знакомство с широтой использования процентных вычислений, закрепление и обобщение знаний по теме «Проценты»

Урок 34. Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» iconУрок по теме «земля»
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о происхождении, строении Земли, о грозных явлениях природы, о суше, водной и...

Урок 34. Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» iconУрок открытие, изучение и преобразование земли планеты солнечной системы
Способствовать формированию представлений учащихся о науке географии, основных этапах накопления знаний о Земле, современных исследованиях;...

Урок 34. Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» iconГбоу спо рк «Петрозаводский лесотехнический техникум» Интегрированный...
Предлагаю разработку интегрированного урока химии и биологии, который направлен на обобщение знаний об углероде, оксидах углерода...

Урок 34. Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» iconУрок №1 «Атмосфера Земли» Учебник
Ерюшкина Л. Е., учитель географии маоу гимназия №2, г. Балаково, Саратовская область

Урок 34. Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» iconУрок-практикум. Цели урока
Тип, вид урока: Урок комплексного применения знаний, умений, навыков; урок-практикум

Урок 34. Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» iconУроке. Задачи
Цель: обобщение и систематизация знаний, активизация деятельности учащихся на уроке


Химия




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
him.na5bal.ru
..На главную