Сонин Н. И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений


страница1/3
him.na5bal.ru > География > Учебник
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению, примерной программы основного общего образования по природоведению, и авторской программы основного общего образования по природоведению 5 класс А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.
Рабочая программа составлена с учётом следующего учебно-методического комплекса:

1.А.А.Плешаков, Сонин Н.И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Издательство Дрофа,2009 г.

2.Авторская программа основного общего образования по природоведению 5 класс А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. М.: издательство Дрофа,2009 г.

3. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2005
Место предмета в базисном учебном плане

Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю, 35 учебных недель.

Тип программы: типовая, базового уровня.

Структура программы

Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле».

Распределение резервного времени:

5 часов резервного времени распределены следующим образом:

-1 ч.добавлен к теме «Изучение природы» в связи с практической направленностью обучения;

-на проведение контрольно-обобщающих уроков добавлены часы к темам:

  • Вселенная-1ч;

  • Земля-1ч;

  • Жизнь на Земле-1ч;

  • Человек на Земле-1ч.


Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Важными формами деятельности учащихся являются:

  • Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  • Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • Работа в малых группах ( 2-5 человек);

  • Проектная работа;

  • Подготовка рефератов;

  • Исследовательская деятельность;

  • Информационно-поисковая деятельность;

  • Выполнение практических и лабораторных работ.



Результаты обучения

- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений. постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

- Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

- Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

- Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; - Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

- Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

- Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Методические аспекты преподавания курса природоведения

В рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).

Учебно-тематический план

Название темы

Общее количество часов

Практических работ.

Тема 1. Изучение природы

4

3

Тема 2. Вселенная

15

2

Тема 3. Земля

19

5

Тема 4. Жизнь на Земле

15

4

Тема 5. Человек на Земле

17

2

ИТОГО

70

16


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

(70 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1. Изучение природы (3ч+1ч. резерва)
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
■ Практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Великие естествоиспытатели.
Тема 2. Вселенная (14ч+1 ч резерва)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею1.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV—XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.

Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
■ Демонстрации

Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.
■ Практические работы

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.
Тема 3. Земля (18ч +1ч.резерва)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюф-фон, И. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подъемные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
■ Демонстрации

Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).
■ Практические работы

Описание и сравнение признаков 2—3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1—2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т. п.).

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Тема 4. Жизнь на Земле (14ч+1ч резерва)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление

клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
■ Практические работы

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Тема 5. Человек на Земле (16ч.+ 1ч резерва)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды.

Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
■ Демонстрации

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
■ Практические работы

Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Резервное время: 5 часов

Календарно-тематическое планирование учебного материала

курса «Природоведение» в 5 классе на 201__-201__ учебный год.

70 часов (2 часа в неделю) -35недель в год.

Программа

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 кл. М.: Дрофа, 2009.

Основная литература

Базовый учебник

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.- М.: Дрофа, 2009г.

Методическое пособие для ученика

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2005.
  1   2   3

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Сонин Н. И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений iconПояснительная записка Календарно-тематическое планирование составлено...
Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы для общеобразовательных школ по предмету природоведение...

Сонин Н. И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений iconФедеральный учебный план: 2 часа в неделю; 70 часов в год. Программа...
Программа авторов: А. А. Плешакова, Н. И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология....

Сонин Н. И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений iconОпределение плотности различных веществ
Умк: Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В. Перышкин. 16-е издание, доп. М.: Дрофа, 2012

Сонин Н. И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по технологии уровень образования (класс): основное общее образование
Используемый умк: Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Ю. В. Крупская, О....

Сонин Н. И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений iconРабочая программа по учебному предмету «Химия»
М.: Просвещение», 2008г., учебно – методического комплекса учебного предмета «Химия», 11 класс : учебник для общеобразовательных...

Сонин Н. И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX в. Учебник для 8...
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XIX в. Учебник для 8 кл общеобразовательных учреждений. 11изд. М.: Просвещение,...

Сонин Н. И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений iconГабриелян О. С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
Авторской программы основного общего образования по химии О. С. Габриелян / – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012 – 78 с

Сонин Н. И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений iconЛатчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности....
С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных...

Сонин Н. И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений iconАйцева Елена Владимировна
...

Сонин Н. И. Природоведение 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений iconЛадыгин М. Б литература 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В2-х ч ч
Данная рабочая программа «Литература» разработана на основе авторской программы по литературе для 5 – 11 кл. (Ладыгин М. Б., Есин,др....


Химия




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
him.na5bal.ru
..На главную