Государственное образовательное учреждение Ленинградской области для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
«Назийский центр социально-трудовой адаптации и профориентации»
Учебная программа
по курсу природоведения
для учащихся 5 класса
общеобразовательных учреждений
Учитель: Кибанова Юлия Викторовна
Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира,которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса
В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.
Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс В результате изучения природоведения ученик должен:
знать / понимать:
естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
строение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
как человек появился на Земле (на уровне представлений);
как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь:
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Развёрнутое календарно-тематическое планирование
уроков биологии в 5 классе. 1. Изучение природы- 6 часов 2. Вселенная- 15 часов 3. Земля- 19 часов 4. Жизнь на Земле- 14 часов 5. Человек на Земле- 12 часов 6. Заключение- 2 часа
Контроль знаний
Виды работ
| Всего за год
| l
| ll
| lll
| lV
| Проверочная
| 5
| 1
| 2
| 2
| -
| Самостоятельная
| 4
| 1
| -
| 3
| -
| Итоговая тестовая
| 1
| -
| -
| -
| 1
|
Виды работ
| Всего за год
| l
| ll
| lll
| lV
| Лабораторная
| 4
| 1
| -
| 3
| -
| Практическая
| 9
| 1
| 4
| 4
| -
| Экскурсия
| 1
| -
| -
| -
| 1
|
Лабораторные работы Практические работы 1. Методы изучения природы 1. Расположение планет в Солнечной системе
2. Свойства воздуха 2. Горные породы и минералы
3. Свойства воды 3. Полезные ископаемые их значение
4. Клетка под микроскопом 4.Сейсмические активные зоны, вулканы
5. Материки
6. Архипелаги и острова
7. Изменения погоды за неделю
8. Жизнь на разных материках
9. Жизнь в морях и океанах
Экскурсия:
«Растения и животные посёлка Назия, влияние человека на их жизнедеятельность»
ТЕМА: Изучение природы (6 часов) Задачи темы:
- сформировать общие представления об учебном предмете; развить интерес к изучению природы; познакомить с основными методами познания природы; обобщить знания о телах природы, их свойствах, явлениях природы; учить находить взаимосвязи между живой и неживой природой.
урок
| Тема урока
| Формируемые понятия
| Оборудование; Информационное обеспечение
| Домашнее задание
| 1.
| Введение. Природа. Природоведение.
| Природа, природоведение, тела, вещества, явления природы.
| Схема для магнитной доски. Фотоматериалы.
| стр. 3-4, схема в тетр.
| 2.
| Науки о природе.
Самостоятельная работа.
| Естественные науки, астрономия, физика, химия, геология, география, экология, биология.
| Хим. стакан, сода, уксус.
| стр. 6-11,
стр. 14 вопр. 1-3
| 3.
| Биология – наука о жизни.
| Биологические науки, ботаника, анатомия, физиология, зоология.
| Презентация.
| стр. 12-13
стр. 14 вопр. 5-6
| 4.
| Методы изучения природы
Лабораторная работа №1.
| Наблюдение, эксперимент, измерение.
| Фотоматериалы, соли металлов, спиртовка, спички, магнит, скрепки, линейка, куб, термометр.
| стр. 15-19
| 5.
| Великие естествоиспытатели.
| Классификация организмов, изменяемость, приспособляемость, биосфера.
|
| стр. 21-22
| 6.
| Обобщение.
Проверочная работа.
|
|
|
|
ТЕМА: Вселенная (15 часов)
Задачи темы:
- сформировать у учащихся знания о Солнечной системе, её составе, познакомить со спутником Земли - Луной. Научить детей проводить наблюдения за звёздным небом, находить созвездия Большой и Малой Медведицы, Полярную звезду.
урок
| Тема урока
| Формируемые понятия
| Оборудование; Информационное обеспечение
| Домашнее задание
| 1. (7)
| Вселенная? Как древние люди представляли Вселенную.
| Вселенная.
| Картинки, презентация.
| стр. 24-25,
стр. 28,вопр. 1,2,рис.в учебнике.
| 2. (8)
| Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
| Модель Вселенной, сфера
| Демонстрация рисунков, атласа.
| стр. 28,вопр. 3,5,7
| 3. (9)
| Н.Коперник и его модель Вселенной.
| Модель Вселенной, телескоп.
| Атлас, демонстрация рисунков
| стр. 29-30
| 4. (10)
| Д.Бруно и Г.Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника.
| Солнечная система, Галактика.
| Атлас, демонстрация рисунков
| стр. 30-33 стр.33,вопр. 3,4
| 5. (11)
| Солнечная система, её состав.
Планеты земной группы.
| Солнечная система, планеты земной группы, атмосфера, спутник.
| Атлас, фотоматериалы.
| стр. 34-35
| 6.(12)
| Планета Земля и её соседи.
| Земля, Луна.
| Атлас, фотоматериалы
| стр. 36-38 стр. 38,вопр. 6,7,9
| 7. (13)
| Планеты-гиганты и маленький Плутон.
Практическая работа.№1
| Планеты гиганты.
| Атлас, фотоматериалы, бумажный разрезной материал.
| стр. 39-42,
стр. 42,вопр. 1,2
| 8. (14)
| Небесные тела: астероиды и кометы.
| Астероид, комета.
| Атлас, фотоматериалы
| стр. 43-44
| 9. (15)
| Метеоры и метеориты.
| Метеор, метеорит
| Атлас, фотоматериалы
| стр. 45-46
стр. 47,вопр. 6,7
| 10. (16)
| Солнце - ближайшая к нам звезда.
| Солнце, звезда, солнечная корона, солнечное затмение.
| Атлас, фотоматериалы
| стр. 48-49
| 11. (17)
| Многообразие звезд.
| Звезда, сверхгиганты, гиганты, карлики
| Атлас, фотоматериалы
| стр.49-50,
стр. 51,вопр. 3,4
| 12. (18)
| Созвездия.
| Созвездия, Малая медведица, Большая медведица, полярная звезда.
| Атлас, фотоматериалы
| стр. 50-51
стр. 51,вопр. 5,7
| 13. (19)
| Галактики. Световой год.
| Галактика, световой год.
| Атлас, фотоматериалы
| Записи в тетради.
| 14. (20)
| Далёкие миры. Многообразие галактик.
| Галактика, космические явления.
| Атлас, фотоматериалы
| стр. 52
| 15. (21)
| Что мы узнали о Вселенной.
Обобщение. Проверочная работа.
|
|
|
|
Тема: Земля (19 часов) Задачи темы:
- сформировать у учащихся научное представление о возникновении Земли, о её внутреннем строении, о горных породах и минералах, слагающих земную кору, их свойствах. Продолжить формирование знаний о воде, воздухе, их составе и свойстве, о физических и химических явлениях в природе. Ввести понятия «молекула», «атом», «элемент». Раскрыть процессы образования облаков, осадков, ветра, значения воздуха и воды в природе и для человека. Познакомить с полезными ископаемыми, их свойствами, с процессами
разрушения горных пород. Продолжить экологическое воспитание школьников.
урок
| Тема урока
| Формируемые понятия
| Оборудование; Информационное обеспечение
| Домашнее задание
| 1. (22)
| Как возникла Земля.
| Гипотезы.
| Атлас, презентации
| стр. 54-58
стр. 59,вопр. 8,9
| 2. (23)
| Внутреннее строение Земли.
| Ядро, мантия, земная кора, рельеф,
| Демонстрация схем, рисунков моделей, внутреннего строения Земли.
| стр. 60
| 3. (24)
| Горные породы, минералы. Практическая работа №2.
| Горные породы , минералы.
| Демонстрация коллекций горных пород и минералов разного происхождения.
| стр. 61-62
| 4. (25)
| Полезные ископаемые. Практическая работа №3.
| Полезные ископаемые. Руды чёрных и цветных металлов, нерудные полезные ископаемые.
| Демонстрация коллекций полезных ископаемых.
| стр. 61-62
| 5. (26)
| Вещества и смеси.
| Тело, вещество, смесь.
| Бумажный разрезной материал, хим.оборудование: спиртовка, пробирка, железо, сера, стаканчик с водой, магнит.
| стр. 64-71,
стр. 71,вопр. 1,5
| 6.
(27)
| Многообразие явлений природы.
| Явление, физ. и хим. явления.
| Хим. оборудование: спиртовка, пробирка, лёд, стёклышко, медная пластинка.
| стр. 64-71,вопр. 7
| 7. (28)
| Природные явления: Землетрясение.
| Землетрясения, очаг, эпицентр.
| Фотоматериал, раздаточный бумажный материал
| стр.72
| 8. (29)
| Природные явления: Вулканы и гейзеры. Практическая работа №4.
| Вулкан, кратер, жерло, магма, лава.
| Фотоматериал, разрезной бумажный материал. Контурная карта.
| стр. 73-74.
| 9. (30)
| Обобщение: строение Земли. Природные явления. Проверочная работа.
|
| Схема на доске.
| стр. 75-77
| 10. (31)
| Суша планеты. Материки. Практическая работа №5.
| Континент, материк.
| Презентация, разрезной бумажный материал.
| стр. 78-79
| 11. (32)
| Характеристика природных условий материков.
| Физическая карта мира.
| Презентация, физ. карта мира.
| стр. 80-81,
стр.84,вопр. 2,3
| 12. (33)
| Архипелаги, острова. Практическая работа №6.
| Архипелаг, остров.
| Презентация, контурная карта.
| стр. 83-84
вопр.11
| 13. (34)
| Атмосфера Земли. Лабораторная работа №2
| Атмосфера, воздух.
| Фотоматериал, презентация, лабораторное оборудование: целлофановый мешок, цветные полоски бумаги.
| стр. 85-86
| 14. (35)
| Погода. Климат. Практическая работа №7.
| Перистые, слоистые, кучевые облака, ветер, погода, климат.
| Фотоматериалы.
| стр. 86-87
| 15. (36)
| Ураганы. Смерчи. Самостоятельная работа.
| Ураган, тайфун, смерч, торнадо.
| Презентация, схема.
| стр. 88-89,
стр. 90 ,вопр.12,13
| 16. (37)
| Гидросфера Земли, её части. Мировой океан. Лабораторная работа №3.
| Гидросфера, мировой океан.
| Фотоматериалы, физ. карта мира, лабораторное оборудование: стакан воды, стакан молока, воронка, фильтр, чистый стакан, спиртовка, стёклышко.
| стр. 91
| 17. (38)
| Воды суши. Ледники. Самостоятельная работа.
| Воды суши, ледники, айсберги, подземные воды.
| Фотоматериалы, физ. карта мира, схема.
| стр. 93,
стр. 96,вопр. 11,13,14
| 18. (39)
| Уникальность планеты Земля. Самостоятельная работа по группам.
| Северный, южный полюса, ось земли, озоновый слой, почва.
| Фотоматериалы.
| стр. 97-100,
стр. 99, вопр. 9
| 19. (40)
| Обобщение. Проверочная работа.
|
|
|
|
Тема: Жизнь на Земле (14 часов) Задачи темы:
– обобщить конкретные знания детей о растениях, животных, человеке в такие сложные понятия, как живой организм, его свойства, среда его обитания. Сформировать знания о многообразии растений и животных, их значении в природе и хозяйственной деятельности человека. Познакомить с представителями особого царства – грибами. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
урок
| Тема урока
| Формируемые понятия
| Оборудование; Информационное обеспечение
| Домашнее задание
| 1.
(41)
| Как развивалась жизнь на Земле.
| Трилобиты, стегоцефалы, мамонты, динозавры.
| Атлас животных, презентация.
| стр. 102-105
стр. 106 вопр. 4, 5
| 2.
(42)
| Живые клетки. Методы их изучения.
| Клетка, мембрана, цитоплазма, ядро.
| Иллюстрации.
| стр. 107-109
рис. в учебнике
| 3.
(43)
| Большой мир маленькой клетки.
Лабораторная работа №4.
| Органоиды, хлоропласты.
| Иллюстрации, микроскопы, готовые микропрепараты.
| стр. 110-112
вопр. 7
| 4.
(44)
| Разнообразие живого на Земле. Одноклеточные организмы.
| Царства, бактерии, простейшие.
| Иллюстрации, разрезной бумажный материал.
| стр. 113-114
| 5.
(45)
| Многоклеточные организмы. Грибы. Растения.
| Грибы.
| Иллюстрации, муляжи грибов, гербарии растений.
| стр. 114
| 6.
(46)
| Животные.
| Беспозвоночные и позвоночные.
| Иллюстрации, коллекции, чучела, влажные препараты.
| стр. 114-116
вопр. 8, 9
| 7.
(47)
| Среда обитания организмов: наземно-воздушная.
| Наземно-воздушная среда.
| Атлас по природоведению, иллюстрации.
| стр. 118-120,
табл. в тетр.
| 8.
(48)
| Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве.
| Водная среда, почвенная среда.
| Атлас по природоведению, иллюстрации.
| стр. 121-122
вопр. 5, 6
| 9.
(49)
| Жизнь на разных материках. Практическая работа №8.
| Карта «Растения и животные Земли».
| Иллюстрации, разрезной бумажный материал, контурные карты.
| стр. 123-125,
стр. 128 вопр. 7
| 10.
(50)
| Природные зоны Земли.
| Тундра, тайга, смешанные и широколистные леса.
| Атлас по природоведению, контурные карты, иллюстрации.
| стр. 129-130
| 11.
(51)
| Природные зоны Земли.
| Травянистые равнины, пустыни, влажные тропические леса.
| Атлас по природоведению, контурные карты, иллюстрации.
| стр.130-131
стр. 134 вопр. 11
| 12.
(52)
| Растения различных природных зон.
|
| Гербарии, атлас по природоведению.
| Записи в тетр.
| 13.
(53)
| Жизнь в морях и океанах.
Практическая работа №9.
| Сообщество поверхности воды, толщи воды, донное, глубоководное и сообщество кораллового рифа.
| Иллюстрации, разрезной бумажный материал.
| стр. 135-137,
стр. 138 вопр. 10
| 14.
(54)
| Обобщение.
Проверочная работа.
|
|
|
|
Тема: Человек на Земле (12 часов) Задачи темы:
– продолжить развитие знаний о происхождении человека, великих первооткрывателях. Сформировать знания о негативных факторах, влияющих на здоровье человека. Продолжить формирование научного мировоззрения и экологической культуры учащихся.
урок
| Тема урока
| Формируемые понятия
| Оборудование; Информационное обеспечение
| Домашнее задание
| 1.
(55)
| Происхождение человека. Древние предки человека.
| Дриопитеки, австралопитеки.
| Презентация, иллюстрации.
| стр. 142-143
| 2.
(56)
| Первые люди.
| Человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный, неандерталец.
| Презентация, иллюстрации.
| стр. 144-147,
вопр. 5, 8
| 3.
(57)
| Человек современный.
| Кроманьонец.
| Презентация, иллюстрации.
| стр. 148, вопр. 10, 11
| 4.
(58)
| История географических открытий. Открытие Америки.
|
| Иллюстрации.
| стр. 149-150
| 5.
(59)
| Открытие Австралии и Антарктиды.
|
| Иллюстрации.
| стр. 150-151
| 6.
(60)
| Великие путешественники - первооткрыватели новых земель.
|
| Презентация, иллюстрации.
| стр. 152-153
рисунки
| 7.
(61)
| Как человек изменил Землю.
| Экологические проблемы, радиоактивные отходы.
| Фотоматериалы.
| стр. 155-157
| 8.
(62)
| Три «подарка» человека самому себе и планете.
| Озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект.
| Информационный буклет.
| стр. 157-158,
стр. 159, вопр. 9, 10
| 9.
(63)
| Жизнь под угрозой.
| Биологическое разнообразие, заповедники, национальные парки.
| Фотоматериалы Красной Книги.
| стр. 161
стр. 162, вопр. 6
| 10.
(64)
| Опустынивание и его причины. Дискуссия: «Не станет ли Земля пустыней».
| Опустынивание.
| Информационный буклет, фотоматериалы.
| стр. 163-165,
вопр. 1, 4
| 11.
(65)
| Здоровье человека и безопасность жизни.
| Здоровый образ жизни, первая помощь.
| Презентация, фотоматериалы.
| стр. 166-169
| 12.
(66)
| Обобщение: «Человек на Земле». Повторение курса природоведения.
|
|
| Записи в тетр.
|
Тема: Заключение (2 часа) Задачи темы:
– обобщить знания о неживой и живой природе, продолжить формирование экологической культуры учащихся.
урок
| Тема урока
| Формируемые понятия
| Оборудование; Информационное обеспечение
| Домашнее задание
| 1.
(67)
| Итоговая контрольная работа по курсу природоведения. (В электронном виде.)
| 2.
(68)
| Экскурсия: «Растения и животные поселка Назия, влияние человека на их жизнедеятельность».
| |