Урока по биологии в 7 классе. Тема: «Класс Земноводные. Строение тела земноводных» Автор: Ларкина Вера Ивановна, учитель биологии и химии Место


him.na5bal.ru > Водные виды спорта > Урок
Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2014-2015 учебный год)

Номинация: Педагогические технологии: среднее образование

Название работы: Конспект урока по биологии в 7 классе. Тема: «Класс Земноводные. Строение тела земноводных»

Автор: Ларкина Вера Ивановна, учитель биологии и химии

Место выполнения работы: МАОУ «СОШ № 8» городского округа город Урюпинск Волгоградской области

Урок «Класс Земноводные. Строение тела земноводных»

Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде.

Задачи:

Образовательные:

сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего строения, скелета земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания;

Развивающие:

развивать логическое мышление ,познавательный интерес, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательные:

воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимопомощи.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  особенности внешнего строения земноводных в связи со средой обитания;

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение;

коммуникативные: 

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Личностные:  

- проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный труд.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения находить  отличия, работать с учебником, информационными текстами и таблицами,  сравнивать и выделять признаки.  

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Проявлять интерес к новому содержанию

  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы, используемые на уроке: наглядный, практический, частично-поисковый, словесный.

Оборудование:

учебник В.М.Константинов 7 класс

таблицы и рисунки с изображением земноводных, скелет лягушки.

Презентация,

Ход урока:

У:Я рада вас приветствовать на уроке, мы продолжаем изучать представителей царства Животные. И сразу начнем с загадок (слайд № 1 )

1.Это кто, это кто

 Скачет по тропинке?

 У кого, у кого

 Ножки, как пружинки?

 У кого, у кого

 На спине веснушки?
2.Выпуча глаза, сидит,

Не по-русски говорит,

Родилась в воде,

А живет на земле.
2. Малюткой хвост она растила,

Платье темное носила.

Подросла - зеленой стала,

Хвост на весла поменяла.
 Итак, о ком мы сегодня говорим?

Ответы: О лягушках .

У:Правильно. О каких особенностях в жизни лягушки говорят эти загадки?( Актуализировать знания о среде обитания и метаморфозе)

Ответы: Жизнь в 2- х средах обитания.

У: О чем рассказывает вторая загадка?

Ответы: Что лягушки в своей жизни сильно изменяются: сначала головастики, а потом у них появляются лапки , укорачивается хвост и они превращаются в лягушек.

У: И как же называется это явление?

Ответы: Превращение с метаморфозом.

У:У каких представителей царства Животные мы встречались с этим явлением?

Ответы: Бабочки, жуки, мухи, осы, муравьи.

У: тема нашего урока «Земноводные» – это значит живущие в воде и на земле.(слайд № 2)

Название Земноводные – русское, а название научное – «Амфибии» , что значит двойная жизнь.

Как вы думаете, на какие вопросы мы будем отвечать на сегодняшнем уроке? Что нам предстоит изучить?

Ответы:

  1. Как они могут жить и в воде и на суше?

  2. Какие представители входят в данный класс?

  3. Особенности строения этих животных?


У: Земноводные – первые наземные позвоночные и приспосабливаться им пришлось ко многому: условия жизни в водной и воздушной средах различаются очень сильно. (слайд № 3 )

В водной среде меньше света, и сравнительно малая прозрачность воды не позволяет видеть далеко, количество растворенного кислорода относительно низкое и может меняться в зависимости от внешних условий; наличие растворенных веществ и газов.

наземно-воздушная среда- количество кислорода постоянное, существенные колебания температуры, сильное испарение с поверхности тела, частое возникновение дефицита влаги.

Какие приспособленности есть у земноводных к средам обитания разберем на примере лягушки. Рассмотрим внешний вид лягушки по учебнику рис. 131

У:Из каких частей состоит ее тело? (слайд № 4 )

Ответы: голова, туловище и конечности.

У:На голове выпученные, большие глаза.

Она может видеть вокруг почти на 360 градусов, они имеют веки подвижные, чтобы защитить глаза от высыхания, от засорения (появились слезные железы) Ноздри расположены на голове впереди глаз – это орган обоняния.

У: Почему эти органы чувств расположены на возвышении? Какое это имеет значение?

Ответы: Чтобы, не вылезая из воды дышать атмосферным воздухом и ориентироваться в окружающем пространстве.

У:Ноздри снабжены клапанами, которые открываются и закрываются в такт дыханию. В воде клапаны закрыты, на суше открыты.Позади каждого глаза на голове лягушки заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка. Среднее ухо – орган слуха расположен на голове, закрыт глубокой мембранной перепонкой, снабжен специальной косточкой усиливающей звуковые колебания.

Научившись прилично слышать, земноводные первые из наземных животных приобрели голосовой аппарат. У самцов в углах рта расположены резонаторы, которые при кваканье раздуваются , как пузыри, усиливая звуки. (прослушивается запись кваканий лягушки). По разнообразию голосов лягушки могут соперничать с птицами.

В Париже готовится к выпуску компакт-диск с записями кваканья лягушек, снимающего стрессы. По его словам создателя необычных музыкальных композиций - преподавателя музыки из румынского города Галаце - Лучиана Корлецяну, "голоса живой природы успокаивают, снимают стрессы, лечат даже нервные заболевания» .Вспомните какие лягушки на ощупь?

Ответы: Покрыта слизью.

У:Кожа земноводных богата железами. Каковы их функции?

Ответы:1) уменьшает трение рыбы о воду;

2) защитная (бактерицидные свойства, предохранение жабр от засорения).

У: У лягушки слизь предотвращает развитие бактерий, иногда бывает ядовитой. Что, защищает лягушек от более крупных врагов. Защита от иссушения.

Лягушки дышат на суше с помощью легких. Дышать кожей можно лишь, когда она влажная. Кроме того влажная кожа имеет свои плюсы и минусы. Минусы - С влажной кожи вода легко испаряется. Испаряясь, вода уносит с собой тепло. Вот и держатся они у водоемов, в сырых местах – там испарение невелико. Плюсы влажной кожи - Амфибиям нет нужды пить воду ртом. Те, что живут в ручьях, болотах, озерах, впитывают влагу всей кожей. В какой сказке упоминается лягушачья кожа?

Ответы: «Царевна-Лягушка».

У: Как вы считаете это вымысел , что лягушка может скидывать свою кожу?

Ответы: Нет.

У: Оказывается, русская сказка «Царевна-лягушка» в которой лягушка сбрасывает кожу, - не вымысел. Кожа – единственная одежда амфибий. В ней они зарываются в землю, заползают в дупла, под камни. И как ни берегут амфибии свои платья, они становятся старыми, снашиваются. Поэтому лягушки меняют свою одежду не менее 4 раз в году. Старую кожу земноводные съедают.Питаются только движущимися насекомыми, Свою добычу они поджидают неподвижно сидя в укромном месте: жуков, двукрылых, пауков и даже брюхоногих моллюсков иногда и мальков рыб. Заметив насекомых, лягушка выбрасывает язык, широкий, липкий, жертва к нему прилипает. Язык покрыт клейкой слизью. Язык молниеносно выскакивает изо рта. Пища проталкивается при помощи глаз и языка. .

У земноводных появились слюнные железы, нужные для смачивания сухой пищи, Но она пока еще не содержит пищеварительных ферментов.

Кстати, глаза у лягушек больше, чем желудок. Они помогают проталкивать пищу

Обратите внимание на строение ног. Почему не шагом ходит, не бегает, а только прыгает?

Ответы: Задние и передние конечности различны.

У: Задние конечности большинства бесхвостых амфибий обычно в 1,5 - 3 раза длиннее передних и служат для передвижения прыжками. Какое это имеет значение?

Ответы: лягушка отталкивается ногами от воды, когда плавает, от земли, когда прыгает.

У: Роют лягушки задними лапами, совершая попеременные движения ногами в стороны, так что погружаются в землю задним концом тела. Переход к роющему образу жизни повлек за собой укорочение конечностей, что лишило животных возможности совершать большие прыжки. Температура тела непостоянна и зависит от окружающей среды. Лягушки активны только в теплое время года, с наступлением холодов они опускаются на дно водоемов, закапываются в ил и впадают в оцепенение.

Кости легкие, их меньше ,чем у рыб, так как многие кости срастаются . (слайд № 5 )

Череп плоский , широкий. В позвоночнике земноводных больше отделов .Он включает шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой отделы . Шейный отдел представлен одним позвонком .Туловищный -7 позвонков, крестцовый –один позвонок .Хвостовой отдел состоит из одной хвостовой кости.

Скелет передней конечности составляют плечо, предплечье, запястье, пясть, фаланги пальцев

Задняя конечность –бедро, голень, предплюсна, плюсна и фаланги пальцев.

Обратите внимание, что конечности являются пятипалыми, что характерно для всех наземных позвоночных животных.

Пояс передних конечностей- лопатки, ключица, коракоиды. Ключицы и коракоиды соединяются с грудиной .

Пояс задних конечностей состоит из тазовых костей ( подвздошных и седалищных) и лобковых хрящей. у лягушек около 100 зубов на верхней челюсти, да ещё 20 на нёбе. На нижней челюсти зубов нет. Нижняя челюсть подвижна.

Давайте и мы проверим наши знания о земноводных, а для этого я предлагаю вам выполнить индивидуальную работу.Соотнесите описание особенностей строения со значением этих особенностей в жизни земноводных.

1.

Задняя конечность удлинена и представляет собой сложный рычаг.

А

Приспособление к восприятию звуков в воздушной среде.

2.

Имеется широкий, длинный, липкий язык и хорошо развитое зрение.

Б

Возможность дышать атмосферным воздухом и наблюдать, оставаясь под водой.

3.

Расположение глаз и ноздрей на верхней поверхности головы.

В

Возможность быстрых и дальних прыжков.

4.

Имеется внутреннее и среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой.

Г

Средство защиты от хищников.

5.

Наблюдается выделение едкой жидкости из кожных желез.

Д

Добывание подвижных насекомых.

Ответы внесите в таблицу:

1

2

3

4

5
















Осуществите самопроверку выполнения задания. Ребята, обратите внимание на слайд в презентации, (слайд № 6 ). проверьте результат своей работы. Поднимете руки те, кто справился с заданием, кто допустил ошибки?!

Молодцы! Внимание на следующий слайд презентации «Вставьте пропущенное слово» (слайд № 7 )

Чтобы защитить глаза от повреждения Амфибии первыми начали…

Чтобы на суше было легко глотать сухую добычу у них появились …..

В воздушной среде, чтобы слышать, у Амфибий появился новый орган ….

Освоив сушу, они не порвали связь…

Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью…

Амфибии первыми встали….

У Амфибий позвоночник состоит из …

Домашнее задание:

§36 , стр. 178 вопрос 3 (слайд № 8 )

Решить задачу: Одна лягушка за весну и лето уничтожает 1260 вредителей сельского хозяйства. Сколько вредителей будет уничтожено популяцией лягушек численностью в 500 особей за 2 года? 

Рефлексия: (слайд № 9 )

Что вы узнали нового на уроке? На слайде презентации выберите цветовое изображение своего настроения на уроке, как вы усвоили учебный материал.

На уроке мне было интересно, я много узнал нового, тема мне понятна.

На уроке мне было не всегда интересно, тема мне в целом понятна, но по некоторым вопросам я испытываю затруднения

На уроке мне было неинтересно, я нового ничего не узнал, тема мне непонятна.

Поделиться в соцсетях



Похожие:

Урока по биологии в 7 классе. Тема: «Класс Земноводные. Строение тела земноводных» Автор: Ларкина Вера Ивановна, учитель биологии и химии Место iconКонспект урока по химии в 8 классе. Тема: «Химические уравнения....
Название работы: Конспект урока по химии в 8 классе. Тема: «Химические уравнения. Составление химических уравнений»

Урока по биологии в 7 классе. Тема: «Класс Земноводные. Строение тела земноводных» Автор: Ларкина Вера Ивановна, учитель биологии и химии Место iconРазработка урока биологии в 7 классе по теме: Многообразие земноводных....
Название работы: разработка урока биологии в 7 классе по теме: Многообразие земноводных. Их значение и охрана

Урока по биологии в 7 классе. Тема: «Класс Земноводные. Строение тела земноводных» Автор: Ларкина Вера Ивановна, учитель биологии и химии Место iconМетодическая разработка открытого урока по химии в 8 классе на тему: «тэд и её величество соль»
Автор работы: Дейнекина Ольга Ивановна -учитель химии и биологии высшей квалификационной категории мбоу маньково-Березовской сош...

Урока по биологии в 7 классе. Тема: «Класс Земноводные. Строение тела земноводных» Автор: Ларкина Вера Ивановна, учитель биологии и химии Место iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Автор работы: Дейнекина Ольга Ивановна -учитель химии и биологии высшей квалификационной категории мбоу маньково-Березовской сош...

Урока по биологии в 7 классе. Тема: «Класс Земноводные. Строение тела земноводных» Автор: Ларкина Вера Ивановна, учитель биологии и химии Место iconМетодическая разработка урока с использованием икт актуальность: тема «Галогены»
Бохан Вера Васильевна, мбоу «сош №25», г. Абакан, республика Хакасия, учитель химии, урок №3-4, Базовый учебник Габриелян О. С. Химия...

Урока по биологии в 7 классе. Тема: «Класс Земноводные. Строение тела земноводных» Автор: Ларкина Вера Ивановна, учитель биологии и химии Место iconРабочая программа по биологии 7 класс
Строева Елена Анатольевна, учитель химии и биологии мкоу «Большеприютинская средняя общеобразовательная школа»

Урока по биологии в 7 классе. Тема: «Класс Земноводные. Строение тела земноводных» Автор: Ларкина Вера Ивановна, учитель биологии и химии Место iconУрок биологии 9 10 класс
Подготовила: Бабич Елена Владимировна, учитель химии и биологии муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...

Урока по биологии в 7 классе. Тема: «Класс Земноводные. Строение тела земноводных» Автор: Ларкина Вера Ивановна, учитель биологии и химии Место iconСтроение клетки
Учитель: Сергеенкова Елена Михайловна, учитель биологии и химии, мбоу сош №40 города Смоленска

Урока по биологии в 7 классе. Тема: «Класс Земноводные. Строение тела земноводных» Автор: Ларкина Вера Ивановна, учитель биологии и химии Место iconКонспект урока «Типы химических реакций на примере свойств воды»
Автор: Кочеткова Наталья Егоровна, учитель химии и биологии, моу оош №3 г. Камешково, Владимирской области

Урока по биологии в 7 классе. Тема: «Класс Земноводные. Строение тела земноводных» Автор: Ларкина Вера Ивановна, учитель биологии и химии Место iconРабочая программа группового элективного курса по биологии для учащихся...
Составитель: Жураковская Л. М., учитель химии и биологии высшей квалификационной категории


Химия




При копировании материала укажите ссылку © 2000-2017
контакты
him.na5bal.ru
..На главную